Ноги мертвеца или Трудности психотерапии
В очередной раз у меня заболела шея. Многолетний остеохондроз. Лечение – ЛФК и плавание. Бассейн я ненавижу. А ЛФК… Короче, потопала я в больничку, чтобы всемогущий доктор с помощью таблеток, уколов и прочих чудодейственных средств привёл меня в рабочее состояние.
Пишу сейчас эти строки и вижу сплошные аналогии с тем, как приходят мои клиенты на терапию за «волшебной таблеткой» – словами психолога, которые сразу и навсегда изменят их жизнь в лучшую сторону. А вот так, чтобы много лет ЛФК да плавание – читай постоянное саморазвитие и работа над собой – это трудно, на это редко кто решается. Даже признать, что не доктор, а ты сам целиком и полностью отвечаешь за то, как ты строишь свою жизнь и свои отношения (сознательно или нет – это уже другой вопрос), то это уже большая победа над собой. И отношения разрушаешь сам, и остеохондроз отращиваешь тоже… А уж признать, что изменение жизни тоже только в твоих руках находится – задача становящаяся посильной только уже на каком-то определённом уровне личностной зрелости.
Словом, в больничке повстречался мне мертвец. Нормальная такая ситуация для лечебного учреждения. Хотя и, безусловно, печальная. Катили его по коридору медсестра с санитаром, оба в масках, лица непроницаемые, простынка белая. На всё тело человеческое простынки не хватило, и ступни остались неприкрытые. Беззащитные такие ступни, еще нестарые, ровные, мужские, тряслись они в такт стыкам на кафельном больничном полу под безжизненное и равнодушное погромыхивание каталки.
В общем, проехала эта делегация мимо, я пошла дальше. А ступни в память врезались. Да ещё батюшка в лиловом облачении буквально минут через двадцать мимо пробежал с зажжённым кадилом. Так и запомнилось: ступни над простынкой, да запах церковный, вроде нужный по случаю, но какой-то неуместный здесь, в больнице, среди пусть страдающих, но вполне живых и за жизнь борющихся пациентов.
Это я к чему всё так подробно рассказываю?
Дело в том, что в тот же день чуть позже у меня была консультация. И клиентка решила работу прервать, потому что давно подошла к критической, переломной точке, а перейти через неё никак не получается. По разным причинам. В частности, потому, что для перехода на новый уровень клиентке нужно пересмотреть один из своих жизнеопределяющих принципов, который не позволяет развиваться её зрелости. И вот она – трудность психотерапии. Принцип клиентки явно дисгармоничен, но другой принцип, более гибкий и мягкий, она пока принять не готова. Клиентка на свой старый принцип опирается. И очень ему симпатизирует. Он является фундаментальным для всей конструкции её личности. И если рискнуть его пересмотреть, то нужно всю личность перестраивать. А это опасно, страшно и долго. И вот в этот момент человек имеет право выбирать, куда ему идти: в сохранение пусть и дисгармоничной, неуклюжей стабильности или в изменение. Результат которого ещё никому неизвестен.
Изменение всегда страшно. Что-то перестроить в собственной личности, по сути, означает, перейти в новое состояние. А происходит это через «мини-смерть», когда для личностного роста и развития зрелости нужно позволить умереть чему-то старому и родиться чему-то новому. Решиться на это очень сложно.
Но я очень верю в то, что только этим путём мы и приходим к гармонии и внутреннему благополучию.
Я не могу никак осуждать человека за его решение не ходить туда, где ему непереносимо. Осуждать не могу, но как же мне на самом деле хочется, чтобы клиент смог найти в себе силы продвинуться дальше, переступить порог и выйти на новый уровень. Видимо, мне этого иногда хочется больше, чем клиенту. Потому и рассказываю я историю про мертвеца из больничного коридора с тем посланием, что для умершего-то в жизни уже точно всё кончилось. А для клиента нет. У клиента эта жизнь, хотя бы частично, но ещё впереди. Поэтому в ней точно можно что-то изменить, даже если сначала будет страшно.
До сих пор дискуссионен для меня вопрос, какие принципы и в каких количествах полезно иметь терапевту. Однако, одним из своих принципов я в этой статье поделиться хочу. Мне он кажется работающим и полезным. Опять же, если не возводить его в абсолют.
Словом, принцип такой – не сдавайтесь перед внутренними преградами! У вас есть эта жизнь. Она совсем небольшая. Особенно в рамках мировой эволюции. И так обидно, если какая-то ваша установка, идея портит вам эту жизнь, не позволяет любить близких, принимать их любовь. Не позволяет дарить тепло, наслаждаться миром, отношениями, да чем хотите. Продолжайте бороться, идите вглубь, даже если со дна омута вашего бессознательного на вас выразительно глядят черти страхов и травм. Черти не должны определять вашу жизнь. Я верю в то, что жизнь стоит определять через то светлое, то божественное, что есть внутри вас. А чтобы до этого божественного добраться, нужно как в сказке, рискнуть пройти тёмный лес, полный нечисти. А заодно пересмотреть некоторые свои убеждения, которые эту нечисть часто и порождают.
Гимнастику же для шеи я теперь делаю регулярно. И шея не болит, и вообще… То, что пропагандируешь, нужно воплощать самой. А то кто тебе поверит. Ведь правда?
Иллюстрация: Adolph Friedrich Erdmann von MENZEL, Нога художника, 1976.